Home Sitemap E-mail English Persian
Метро-Стиль

Газета «Московская правда» от 13 мая 2010 года. Статья к 75-ой годовщине Московского метрополитена.

Оригинал статьи »

Современный стиль.

Современный стиль  предлагают своим клиентам специалисты ООО «Метро-Стиль 2000», демонстрируя вот уже двадцать лет профессионализм и активную жизненную позицию.

«Метро» и «Стиль» — эти два слова в названии организации, которая в декабре этого года будет отмечать свой двадцатилетний юбилей, очень точно характеризуют, чем и как занимается «Метро-Стиль 2000». Генеральный директор Андрей Аскольдович Кривенко не скрывает, что название фирмы не случайно, оно продиктовано жизнью, теми задачами, которые коллектив с самого начала поставил перед собой. «Прежде всего, — сказал Андрей Аскольдович, — мы хотели подчеркнуть наше особое отношение к метрополитену. В нашей работе это та ось, вокруг которой все так и вертится. Ну а стиль — это почерк специалистов, это визитная карточка, наш товарный знак, гарантия качественного проектирования. Название ко многому обязывает. Мы взяли его осознанно, хорошо понимая: как корабль назовешь — так он и поплывет...»

Теперь уже в далеком 1990 году несколько сотрудников проектно-изыскательского института «Метрогипротранс» решили создать новую альтернативную проектную организацию. Поначалу, уйдя «в свободное плавание», мечтали о необыкновенном взлете, но жизнь заставила внести в их планы мудрые коррективы. Тогда-то и определили для себя важность этих понятий — метро и стиль! Но если, работая в Метрогипротрансе, проектировали в основном новые линии и станции, то, создав фирму, решили вплотную заняться развитием уже действующего метрополитена, его реконструкцией.

Сейчас в ООО «Метро-Стиль 2000» около ста пятидесяти человек. Они пришли сюда из проектных организаций Главтоннельметростроя — СКТБ и БКП Трансинжстроя, из Метрогипротранса и других проектных институтов. Нужны были не просто проектировщики (фирма занимается только проектированием), а именно те, кто знает специфику — метро и тоннели. Так под одной крышей оказались выпускники МИИТа, геологического факультета МГУ, горного института... Придумывать новую структуру не стали, а взяли за основу ту, что была в Метрогипротрансе: проектные группы, специализированные отделы, главные инженеры проектов и администрация, задача которой — найти работу и контролировать ее выполнение.

— Многие из нас прошли школу Метрогипротранса и мы никогда об этом не забываем, — рассказывает генеральный директор Андрей Аскольдович Кривенко. — Я сам проработал в этом институте около двадцати лет, и учителя, которые у меня там были, сумели заложить прочную основу. За плечами была работа в конструкторском отделе, вечерний факультет «Мосты и тоннели» МИИТа и шесть станций метрополитена, спроектированных непосредственно группой, в которой работал. У меня есть право гордиться, что я проектировал «Коньково» и «Улицу Подбельского», «Крылатское» и «Петровско-Разумовскую»... Так что отношения с Метрогипротрансом у нас партнерские, дружеские, хотя в работе мы очень редко пересекаемся.

Все дело в том, что ООО «Метро-Стиль 2000» с самого начала занял свою особую нишу в проектном поле. Он занимается реконструкцией сооружений метрополитена и его инженерных сетей. Это и вентиляционные камеры, и электрические подстанции, и вестибюли, и эскалаторные тоннели с движущимися лестницами... Ниша, на самом деле, оказалась очень объемной и важной, потому что крепко связана с жизнеобеспечением такого сложнейшего общественного вида транспорта, как метрополитен.

Мы часто говорили, что наш самый красивый в мире метрополитен построен на века. С открытия первой линии уже прошло 75 лет, и практика показала, что, увы, бесконечно эксплуатировать подземный транспорт без реконструкции невозможно. Конечно, есть немало сооружений под землей, которые были возведены более семи десятилетий тому назад и до сих пор прекрасно сохранились. Но есть и другие примеры. Сейчас «Метро-Стиль 2000» разрабатывает проектную документацию для замены эскалаторов на южном вестибюле станции «Бабушкинская», которые проработали всего 25 лет. Это были лестницы-чудесницы экспериментальной облегченной модели. Уже через четверть века, не выдержав нагрузок, они потребовали срочной замены.

— Мы всегда с удовольствием занимаемся реконструкцией, потому что это очень важная и нужная работа, — подчеркивает Андрей Кривенко. — Сложный, кропотливый процесс требует частых поездок на объект, обмеров, ночных дежурств... Более престижно, конечно, заниматься новыми объемами с чистого листа, но мы уже освоили эту работу и без затруднений с ней справляемся. И все-таки начинал свою проектную деятельность «Метро-Стиль 2000» с двух новых подземных объектов. Один из них — односводчатая станция метро «Геологическая» в Свердловске. Она получилась очень компактной благодаря интересному планировочному решению проектировщиков. Под одним сводом здесь расположился не только платформенный участок, но и все технологические помещения метрополитена. Ну а второй объект — одна из двух станций «Парк Победы» в Москве. Из-за дефицита чугуна проектировщики предложили вместо изначально запроектированных чугунных тюбингов использовать здесь объемные пространственные металлические конструкции. В собранном виде без бетонирования они простояли около десяти лет, выдержав горное давление. Только потом, после контрольного нагнетания, была выполнена архитектурная отделка. Предложенная специалистами «Метро-Стиль 2000» конструкция и технология ее сооружения были признаны изобретением.

— Одна из значительных работ фирмы — проект продления Люблинско-Дмитровской линии метрополитена от станции «Марьино» до «Зябликово». Генеральный проектировщик — БКП Трансинжстроя поручил проектирование трех новых станций Метрогипротрансу, а все перегонные тоннели, длиной около трех километров, — «Метро-Стиль 2000». Была разработана технология проходки несколькими щитовыми комплексами от тупиков «Марьино» до пересечения новой линии со станцией «Красногвардейская», где будет пересадка.

— Мы можем ответственно заявить, — сказал генеральный директор Андрей Кривенко, — что с этим проектом успешно справились, оказавшись причастными к интересной работе, связанной с новым строительством. Такое задание для настоящего горного инженера — большая удача. По сути, это наш первый опыт самостоятельного проектирования новой линии метро.

В конце прошлого года метрополитен объявил тендер на реконструкцию вестибюля станции «Красные ворота», встроенного в высотное здание, с заменой эскалаторов в большом и малом наклонных тоннелей, с решением всех проблем, связанных с вентиляцией, электроснабжением, канализацией, водоотводом, с выполнением реставрационных работ, поскольку этот вестибюль — памятник архитектуры. Тендер достойно выиграли специалисты ООО «Метро-Стиль 2000». Сейчас проект, который должен быть согласован с Москомнаследием и Москомархитектурой, уже в стадии разработки. Проектировщикам предстоит решить, как надежно защитить вестибюль от техногенных проявлений из помещений высотного здания.

Но если работа по «Красным воротам» в самом разгаре, то задание, связанное с реконструкцией гостиницы «Москва», уже выполнено. Гостиничное здание соседствует с метрополитеном: выход из метро, подстанция, три вентиляционных шахты в подвалах, большой пучок метрополитеновских коммуникаций... Во время сноса старой гостиницы специалистам фирмы предстояло разработать проект обеспечения сохранности и бесперебойной работы всех этих систем, а в момент сооружения новой — проект для подключения всех коммуникаций вновь.

После высокопрофессиональной работы на уникальном объекте — гостинице «Москва» — «Метро-Стиль 2000» поручена разработка всех строительных конструкций подземного комплекса на «Пушкинской площади». Реконструкция площади обязательно коснется сооружений метрополитена, и разобраться в этом пучке коммуникаций смогут только специалисты. Сегодня проектировщики фирмы «Метро-Стиль 2000» уже разработали интересный с инженерной точки зрения проект, и согласовали его с метрополитеном. На реконструкции площади у Белорусского вокзала специалистам ООО «Метро-Стиль 2000» поручили обеспечить взаимодействие новых сооружений с объектами метро. И тут можно быть абсолютно уверенным в том, что интересы транспортного сооружения будут полностью соблюдены. «Метрополитен для нас — дом родной, и мы никогда не наступим туда, где ему будет больно, — очень образно сказал А. А. Кривенко. — Поэтому сначала мы делаем тщательное обследование, затем даем предложения, согласовываем их и только после этого предлагаем окончательное техническое решение».

Интересы метрополитена проектировщики защищают и тогда, когда они переплетаются с интересами застройщиков, которые хотят что-то построить, как правило, в технической зоне метрополитена. Разрешая такое строительство, метрополитен обычно просит выполнить целый ряд технических требований - что-то заменить, перенести, реконструировать... Застройщик в таких случаях хватается за голову и ищет того, кто бы мог помочь в этом разобраться. На помощь приходят специалисты ООО «Метро-Стиль 2000». Занимаясь текущей реконструкцией метрополитена, специалисты фирмы за счет собственных средств разрабатывают еще и интересные программы на будущее.

Одна из интересных перспективных разработок коллектива касается тоннельной вентиляции. В ней участвуют и партнеры, прежде всего сотрудники лаборатории промышленной вентиляции института ЦАГИ им. Жуковского. Все предыдущие расчеты вентиляции не очень точно учитывали поршневой эффект движения поездов. Когда метропоезд двигается в тоннеле, он толкает впереди себя порцию воздуха и тащит шлейф его за собой. Иногда этот «поршень» просто подавляет вентиляцию, делает ее абсолютно бесполезной. Проведя замеры влияния поршневого эффекта, создав определенную статистику, можно опытным путем определить коэффициент, который надо учитывать при дальнейших расчетах. Специалисты «Метро-Стиль 2000» работают над этой программой по своей инициативе и за счет собственных средств. Им еще предстоит затратить немало времени и сил, но полученный результат даст возможность сделать вентиляцию и в тоннелях, и на станциях метро, и в поездах более эффективной. На столько, чтобы это ощутили на себе пассажиры.

Одна из первых перспективных тем, которой занялись на фирме, касалась шума на поверхности земли в зоне вентиляционных киосков метрополитена. Уже подготовлено несколько технических решений, разработано несколько конструкций венткиосков, которые после акустических проверок согласованы с Роспотребнадзором. Шум от вентиляционных киосков, связанный с работой огромных вентиляторов, диаметром до 2,5 метров, серьезно мешает жителям близлежащих домов. Решить проблему проектировщики предлагают за счет использования разработанных ими оригинальных шумопоглощающих конструкций.

Наряду с объектами метрополитенов «Метро-Стиль 2000» разрабатывал и продолжает разрабатывать транспортные тоннели различного назначения как в условиях плотной городской застройки, так и в сложных горно-геологических условиях, а также в районах с повышенной сейсмической активностью.

— Но все-таки главным объектом для нас остается метро, — твердо утверждает Андрей Аскольдович Кривенко. — Я хочу особо отметить, что именно метрополитен — одна из самых крупных транспортных систем в городе. Она состоит из стольких сооружений, что одному «Метро-Стиль 2000» просто не справиться с огромным объемом работ. Поэтому мы всегда трудимся вместе с нашими партнерами, с нашими коллегами. Это, прежде всего, отделение мостов и тоннелей метрополитена ЦНИИСа, лаборатория промышленной вентиляции ЦАГИ; ОКБ противопожарной техники в г. Торжке; МИИТ... Что же касается служб метрополитена, то практически со всеми у нас нормальные производственные и человеческие отношения, чему я искренне рад. Многие службы являются нашими заказчиками — только техническими или техническими и финансовыми.

Прошедший год для ООО «Метро-Стиль 2000» был нелегким. Проблема у всех одна — снижение финансирования по проектным и строительным работам. 2010 год начался чуть лучше: есть работа, которую получили, выиграв в тендере, проведенном метрополитеном в конце прошлого года. Это серьезное задание, связанное с заменой эскалаторов, с реконструкцией вестибюля.

Генеральный директор компании признается, что далеко не всегда им удается победить конкурентов, но неудача всегда подстегивает, заставляет тщательно анализировать ситуацию и находить новые технические решения. И поскольку коллектив очень активен; принимает участие во многих тендерах; у него отличный сайт; он всегда готов по первому требованию предоставить заказчику технические обоснования и коммерческие предложения, то в «портфеле» компании всегда есть приличный объем. И все-таки руководству «Метро-Стиль 2000» очень хотелось бы, чтобы, поскорее преодолев финансовые сложности, метрополитен смог бы больше внимания уделять реконструкции своих сооружений. От этого, прежде всего, зависит безопасность пассажиров.

В преддверии юбилея метрополитена, генеральный директор ООО «Метро-Стиль 2000» Андрей Аскольдович Кривенко сказал:   
— Мы прожили вместе с метрополитеном двадцать лет. За это время стали мудрее и опытнее в профессиональной сфере. Наши сотрудники на себе испытали перемены в нашем мировоззрении и стали серьезней относиться к решению проектных задач. У нас есть отличные перспективы на будущее!

Хочу поздравить сотрудников ООО «Метро-Стиль 2000» с 75-летием Московского метрополитена и поблагодарить их за профессиональный труд. Сердечно поздравляю с Юбилеем многочисленный коллектив Московского метрополитена, выполняющий ежедневно колоссальный объем работы.
Желаю всем здоровья, удачи и процветания!

Берта Бухарина.

« Назад