Home Sitemap E-mail English Persian
Метро-Стиль

Станция «Парк Победы» Московского метрополитена





Станция метро «Парк Победы», находится на глубине 84,6 метра, и является наиболее глубокого заложения в Москве, третья по России (после «Адмиралтейской» и «Комендантского проспекта» в Санкт-Петербурге), и одна из самых глубоких в метрополитенах СНГ.  

Длина эскалаторов большого наклона — 126 метров, высота подъёма 63,4 метра — тоже самая большая в Москве. Высота подъёма эскалаторов малого наклона — 3,6 метра.


Грандиозный комплекс, состоящий из двух станций, сооружён в сложных гидрогеологических условиях на глубине 64 метра. Сегодня это самые глубокие станции на московском метрополитене.


Станция состоит из двух независимых залов, соединённых двумя переходами. Один путь в каждом из них предназначался для Арбатско-Покровской линии, другой — для хорды Митино — Бутово, на которую планировалась кросс-платформенная пересадка.

Станцию метро изначально планировалось открыть ко дню 55-летия победы в Великой отечественной войне 9 мая 2000 года, тем не менее, отсутствие финансирования увеличило сроки на три года, и в результате она открылась 6 мая 2003 года, за три дня до 58-летней годовщины.

Поскольку оба зала, в отличие от станций метро «Третьяковская» и «Петровско-Разумовская» (второй зал которой не построен до сих пор),  строились одновременно, и поскольку степень их готовности на момент приостановки строительства в 1990-х годах являлась очень высокой, то весь намеченный объём работ было решено завершить в полном объёме.

Из-за этого по одному пути в каждом зале не используется. Несмотря на то, что там для декоративных целей уложены рельсы, никакой связи с остальным путями станции нет — дальше есть только очень короткие отрезки, заканчивающиеся тупиками. 21 марта 2013 года тупик в южном зале был соединён со строящимся тоннелем Солнцевской линии, укладка путей завершится в декабре 2013 года.
Станция «Парк Победы», с инженерной точки зрения, представляет собой сложнейшее сооружение, не имеющее аналогов в истории метростроения. В проекте станции воплотились в жизнь неординарные, а порой даже авангардные инженерные решения. И прежде всего это касается основных конструкций платформенных участков станций № 1 и № 2.


По предложению специалистов «Метро-Стиль 2000», и при поддержке АО «Трансинжстрой», дефицитные и дорогостоящие фасонные тюбинги, применяемые ранее для сооружения большинства станций глубокого заложения, были заменены на обделку с использованием металлопроката и литой бетонной смеси.

Разработанные принципиально новые конструкции получили условное наименование АМБ (армированные блоки металлоизоляции). Конструкции эти представляют собой металлический лист с ребрами, обращенными не внутрь тоннеля, а к породе.

Ребра с приваренными к ним армированными каркасами,  изготовленными из кольцевой арматуры или металлопроката, надежно связывают в АМБ листы металлоизоляции с нагнетнетаемым между ними бетоном при воздействии на них значительного гидростатического давления.

Для практической отработки технологий изготовления АМБ силами АО «Трансинжстрой», по чертежам выпущенным "Метро-Стиль", был изготовлен опытный макет участка станции в натуральную величину.

Процесс изготовления указанных конструкций весьма прост и технологичен.

Переход к изготовлению элементов других типоразмеров, отличающихся длиной и радиусом, не требует сущес­твенных затрат по сравнению с изменением типоразмеров чугунных тюбингов, когда необходимо изготовление новых литьевых форм и оснастки для острожки бортов и сверления болтовых отверстий.

Сборка элементов АМБ производится на простой в изготовлении оснастке в виде вертикальных или горизонтальных стендов, обеспечивающих сохранение проектных геометрических размеров при приварке анкерующих устройств или арматурных каркасов.


Металлоемкость конструкций АМБ меньше чем у чугунных обделок в 2,5- 3 раза!


Кроме того, традиционные решения по креплению подземных выработок чугунными тюбингами не позволяют, в отличие от обделок из АМБ, достаточно надежно решить проблему гидроизоляции сооружений при значительном гидростатическом давлении, что, как следствие, приводит к истощению подземных вод.

Особенность конструкций из АМБ состоит в том, что до бетонирования они способны выполнять функцию временного крепления выработки, поэтому  рассчитываются на монтажную и эксплуатационную нагрузки.

Для предохранения бетонируемого пространства от попадания в него грунта конструкция со стороны контуравыработки защищена стальным листом толщиной 1,5-2 мм.

Опыт проектирования сооружения двух станций "Парк Победы" в конструкциях из АМБ показал неоспоримо лучшие технико-экономические показатели в сравнении с традиционными обделками из фасонных чугунных элементов.

Эта уникальная конструкция запатентована и рекомендована для дальнейшего применения.

Этапы строительства станции


Подготовительный период:

  1. Обустройство строительной площадки.
  2.  Сооружение рабочего шахтного ствола для строительства станционного комплекса «Площадь Революции» и дополнительных сооружений метрополитена. Конструкция ствола из железобетонных или чугунных тюбингов.
  3. Над шахтным стволом устройство надшахтного технологического комплекса (НТК), который включает в себя тюбинговый копер, горный комплекс на несколько бункеров и эстакаду. Сооружение зданий подъемной машины для одноклетьевого подъема и для главной вентиляционной установки.
  4. На нижнем уровне шахтного ствола сооружение околоствольного двора и подходных выработок к технологическим  штольням. Данные конструкции выполняются из рамной металлической крепи с деревянной затяжкой с последующим бетонированием стен и кровли.

Основной период:

I этап

  1. Проходка одновременно 2-х боковых и 2-х центральных штолен для сооружения станционной обделки. Штольни проходятся с установкой рамной  металлической крепи с последующим бетонированием стен и кровли.   Конструкции боковых штолен трапециевидные, центральных штолен арочные.
  2. По мере завершения проходки каждой штольни в них устанавливается опалубка для устройства постоянных железобетонных конструкций. Производится бетонирование стен, свода и лотка боковых штолен, которые в последующем используются как опоры для армометаллоблоков свода боковых станционных тоннелей и как кабельные коллектора.
  3. В центральных штольнях сооружаются железобетонные опоры и аркады проемных частей станции метрополитена.

II этап

  1.  Проходка верхней части боковых станционных тоннелей заходками по 1,5 метра с устройством временного   крепления грунтов свода из сетки набрызг бетона.
  2. Установка шарниров на сооруженных железобетонных опорах и аркадах.
  3. Установка вспомогательных распорных элементов в центральных штольнях со стороны среднего станционного тоннеля.
  4. Установка армометаллоблоков сводовой части боковых станционных тоннелей с их опиранием на сооруженные     опоры и аркады с последующим бетонированием. Бетонирование свода станционной обделки выполняется после  завершения установки всех армометаллоблоков.

III этап

  1. Проходка верхней части среднего станционного тоннеля заходками по 1,5 метра с устройством  временного крепления грунтов свода из сетки и набрызгбетона.
  2. Установка шарниров на сооруженных аркадах.
  3. Установка армометаллоблоков сводовой части с их опиранием на сооруженные аркады с последующим  бетонированием. Бетонирование свода станционной обделки выполняется после завершения установки всех армометаллоблоков.

IV этап